Реквием по «Пиранье». Как знаменитый фильм Александра Рогожкина стал «лебединой песней» сверхсекретной подводной лодки

В ноябре 1998 года на экраны страны, заполоненные иностранным продуктом, вышел знаменитый фильм Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки». Эта простая и незатейливая комедия, где герои много пьют, сливаются с природой и постоянно попадают в разные комические ситуации вызвала довольно широкий резонанс. Картина полюбилась зрителю, в том числе и за эпизоды, где группа героев пыталась выкрасть с территории Финляндии несколько ящиков крепкого алкоголя, используя для этих целей миниатюрную подводную лодку. Симпатичный егерь Кузьмич назвал её тогда «сверхсекретной», и он не врал.

То, что сверхсекретная лодка проекта 865 «Пиранья», предназначенная для боевых пловцов, попала тогда на широкие экраны, стало отражением одной из больших трагедий нашего флота, которые в ходе девяностых слились в сплошную череду. В составе флота этот весьма совершенный аппарат не пробыл и десятилетия.

Мини-субмарины довольно ярко проявили себя ещё в годы Второй Мировой. Обычно они несли оружие, которое было пострашнее мин и торпед. Подводные диверсанты, в ходе 2МВ, провели целый ряд блестящих боевых операций, из тех что не под силу было исполнить флоту и даже вездесущей авиации. Достаточно вспомнить британских коммандос, едва не потопивших знаменитый «карманный» линкор «Тирпиц» и отправивших на дно тяжелый японский крейсер типа «Такао», в ходе сражения в заливе Лейте, в Филиппинском море, в октябре 1944 года.

Итальянская армия не снискала славы на полях сражений, зато её боевые пловцы, не без помощи мини-подлодок «Майале», типа «человекоторпеды», достигли самых выдающихся результатов. В декабре 1941 года, в порту египетской Александрии, они нанесли тяжелейшие повреждения двум заслуженным линкорам Королевского флота Великобритании: HMS Queen Elizabeth и HMS Valiant. «Королева Елизавета» тогда вышла из строя почти до самого конца войны, а «Вэлиент» смог принять участие в боевых действиях только через два года после лихой атаки итальянских «поросят» (Майале — поросёнок ит.).

Читайте ещё: «Они способны держать под прицелом любую европейскую столицу». Как подводная лодка «Варшавянка» обрела второе дыхание в Сирии.

Советские мини-лодки во время войны были не столь миниатюрными, но тоже достигли определенных успехов. Эта тема вообще не особо развивалась в отечественных «подводных» бюро, ни в Ленинграде, ни в Горьком (нынешнем Нижнем Новгороде). Зато когда Родина сказала «надо!», наши конструкторы ответили «есть!» и выдали «на-гора» один из совершеннейших миниатюрных подводных аппаратов того времени, лодку «Пиранья», проекта 865. Эта мини-лодка, имевшая габариты и водоизмещение малого торпедного катера, принимала на борт шесть подводных диверсантов, с полным комплектом водолазного оборудования и спецоружия. Благодаря особой конструкции и титановым элементам корпуса, она могла нырять на глубину до 200 метров и практически бесшумно прокрадываться к гаваням и военным базам вражеских флотов. В 1986 году лодку приняли на вооружение, а уже через четыре года её экипажу пришлось устраивать настоящий побег с базы Лиепая, которая отошла независимой Латвии. Но и это не помогло…

Читайте также  Жителям Челябинской области рекомендую провериться на гепатит

Когда режиссёр Александр Рогожкин вышел на командование Балтийского флота, с просьбой об участии «Пираньи» в съёмках, лодка уже давно стояла у причальной стенки в Кронштадте, готовясь к утилизации. Как писали тогда бульварные издания, режиссеру немало пришлось выпить с адмиралами, чтобы получить в картину такого необычного и трагического механического героя. Внутренний отсек лодки в кино — декорация, достроенная в павильоне. Но все натурные съёмки — это самая настоящая сверхсекретная «Пиранья», жить которой оставалось меньше года. Лодка и впрямь идеально подходила для контрабандистов. Недаром на неё положил глаз знаменитый колубийский делец Пабло Эскобар. Так Александр Рогожкин, возможно сам того не желая, смог буквально несколькими чертами отобразить тот бардак и ужас, который творился с нашим военным флотом, вплоть до середины «нулевых». Его фильм стал своеобразным реквиемом этому технологически совершенному военному проекту. Теперь и сам режиссёр покинул этот мир, обогатив летопись «лихого времени» несколькими фильмами, вызывавшими улыбку в ту совсем невесёлую эпоху. Можно как угодно относится к его «Разбитым фонарям», «Кукушке», или «Особенностям..», но они были редким светлым пятном на фоне тотальной чернухи, хотя и содержали ряд совсем невеселых моментов. Покойтесь с миром, Александр Владимирович!

Источник
Источник: u74.ru

Health Finity