Развитие инфраструктуры станет мощным стимулом в развитии городов Дальнего Востока – президент

Дальневосточные регионы ждет масштабное обновление городской инфраструктуры и повышение связанности территорий

Совещание по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов (в режиме видеоконференции).. Фото: www.kremlin.ru

“Разворот на Восток”, озвученный президентом России Владимиром Путиным, все больше находит отражение в конкретных государственных решениях, самое емкое из которых на сегодняшний день — программа развития дальневосточных городов, запущенная в 2021 году. Ее реализация будет нацелена на кардинальное повышение качества жизни людей в регионах ДФО, создание комфортной городской среды, решение инфраструктурных и других проблем. Развитие инфраструктуры при этом видится, как важнейший фактор для роста, сообщает ИА PrimaMedia.

В марте 2023 года президент Владимир Путин на площадке Улан-Удэнского авиационного завода провел совещание по развитию дальневосточных городов, на котором он обозначил, что развитие Дальнего Востока является одним из приоритетных направлений государства.

“Ключевая, базовая задача здесь — сделать этот регион по-настоящему современным, притягательным для учёбы, работы и для ведения бизнеса”, — сказал Владимир Путин.

Именно для этого и задумывалась программа развития дальневосточных городов, в рамках которой все регионы ДВ сейчас прорабатывают соответствующие мастер-планы.

В ходе совещания глава государства также отметил, что мощным стимулом развития городов должно стать такое обновление инфраструктуры, которое не должно ограничиваться только городской чертой, что позволит городам активнее включиться в экономическую жизнь страны, выстраивать новые связи с соседними регионами и государствами.

“В целом нужно эффективно использовать географические преимущества дальневосточных городов, расширить транзитные коридоры и увеличить встречные грузопотоки с партнёрами в АТР. Это востребовано сейчас для страны в целом, и, конечно, это должно способствовать развитию тех регионов, в которых эта логистика должна развиваться”, — подчеркнул Владимир Путин.

Это, по словам президента, позволит добиться комплексного эффекта: и морские порты Дальнего Востока разгрузить, и связанность территорий повысить, и дать дополнительный импульс региональным экономикам для создания рабочих мест и открытия новых производств.

По мнению политолога, руководителя Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петра Кирьяна, озвученного им для газеты ВЗГЛЯД.РУ (18+), новые проекты по городам — это новая глава в истории развития Дальнего Востока. И это только начало.

“Анонсированы различные инфраструктурные проекты для дальневосточного региона. Я уверен, что дополнительно будут решаться вопросы транспортной
связности регионов и всей России. Это придаст экономический импульс для развития страны и создаст новые рабочие места”, — отметил Петр Кирьян.

Читайте также  Качество ночного сна напрямую зависит от завтрака, заявляют ученые

Разделяет позицию политолога и директор Департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований Дарья Кислицына.

“Что касается инфраструктурной связанности России — то это лейтмотив нашей государственности. Обход Хабаровска, мост через Лену и другие проекты в текущих геополитических реалиях на фоне “разворота на Восток” приобретают дополнительную важность”, — цитирует мнение аналитика газета ВЗГЛЯД.

Руководствуясь примером строительства моста через реку Лена, действительно сложно не согласиться с выводом аналитика. Решение о запуске этого проекта стало эпохальным событием в истории не только Республики Саха (Якутия), но и всего Дальнего Востока, российского Севера.

Из презентации мостового перехода через реку Лена. Фото: с сайта главы и правительства республики Саха (Якутия)

Для запуска этого проекта был использован инструмент концессионных соглашений, на который, к слову, сейчас в том числе полагаются и при реализации программы развития дальневосточных городов. В рамках концессии усилия объединили Правительство Республики Саха (Якутия), ООО “Восьмая концессионная компания” (консорциум ГК “Ростех” и Группы “ВИС”) и ПАО “Сбербанк”, ставший финансовым партнером и надежным участником проекта. 

Масштабы предстоящего строительства поражают воображение, общая протяжённость моста с автомобильными подходами составит 14,5 км. Сам мост, спроектированный в виде трехпилонной вантовой системы с балочными эстакадами на подходах, в длину будет достигать 4,6 км. Две полосы движения смогут пропускать больше пяти тысяч автомобилей в сутки. На сегодняшний день подходит к завершению реализация первого подготовительного этапа его строительства.

Напомним, в рамках первого этапа в 2021 году была развернута строительная площадка и началась подготовка территории строительства. Эта часть проекта включает вынос инженерных коммуникаций, переустройство линий электропередач. Сейчас за счёт средств государственного бюджета республики и средств концессионера на левом берегу завершено переустройство сетей ВЛ-10 кВ, ВЛ-110 кВ и Л-113, а также обустройство технологической площадки №1. Подготовлено песчаное основание из 36 тысяч кубов песка и уложено 276 дорожных плит на строительной площадке. Обеспечено её полное электроснабжение.

Как рассказали в Группе “ВИС”, проектная документация по второму, основному, этапу дорабатывается проектировщиком. Проект полностью обеспечен внебюджетным финансированием со стороны концессионера и финансового партнёра — ПАО “Сбербанк”, достигнуто финансовое закрытие*. 

Надо отметить, что важность этого моста и для республики, и для других регионов Дальнего Востока сложно переоценить. После завершения его строительства он соединит транспортную сеть западной и восточной части России, откроет новые логистические маршруты, связав к примеру, Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем. Серьезным образом повысит безопасность восточных рубежей России и обороноспособность страны, создав дополнительные транспортные артерии, альтернативные Транссибу и БАМу.

Читайте также  «Представьте, Путин отдаёт Украине Крым…»: Армянский нонсенс объяснил политолог

Соединение левого и правого берега Лены мостом в контексте развития транспортной инфраструктуры даст мощный импульс для освоения богатейших месторождений полезных ископаемых северо-востока России. Стоимость одних только разведанных запасов в зоне тяготения Ленского моста составляет около 937 млрд рублей. Реализация этого инфраструктурного проекта поможет снизить до 70% затрат, связанных с вывозом продукции. Благополучное решение этой логистической задачи повысит эффективность действующих производств и побудит крупнейшие российские компании к созданию новых конкурентоспособных производств в таких отраслях, как лесопереработка, производство минеральных удобрений, черная металлургия, нефтепереработка, газохимия и других.

Нет ничего удивительного в том, что проект строительства моста через Лену включён в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока России. Ведь создание этого инфраструктурного объекта позволит сформировать новый северный широтный транспортный коридор “Восточная Сибирь — Мирный — Якутск — Магадан”. Эффект от сокращения времени в пути по нему оценён в 76 млрд рублей, эффект, приходящийся на мост, — в 19 млрд рублей. А в районе Якутска будут созданы все условия для формирования транспортно-логистического узла, где сойдутся три федеральных маршрута: железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также трассы республиканского значения. Новый мост соединит Якутск с правым берегом реки Лена и свяжет федеральные автомобильные дороги “Лена” и “Колыма” с автодорогой “Вилюй”, то есть фактически Восточную часть России с побережьем Охотского моря.

Мультипликативный эффект от реализации этого проекта видится колоссальным. По оценкам экспертов Министерства экономического развития РФ социально-экономические эффекты проекта превосходят инвестиции в 1,6 раз. Дополнительные налоговые поступления оцениваются в 25,2 млрд рублей ежегодно, в том числе в федеральный бюджет — 14,1 млрд рублей. За счет разработки близлежащих месторождений поступление в федеральный бюджет от НДПИ может составить около 13,4 млрд рублей в год, а с учетом запасов Северного широтного пояса — 18,5 млрд рублей в год. Благодаря новому мосту увеличится приток инвестиций и в несырьевые проекты в объеме не менее 200 млрд рублей.

Если рассуждать об эффектах от этого объекта в контексте развития дальневосточных городов, мастер-планы которых разрабатываются с учетом пожеланий местных жителей, то необходимо отметить, что Якутск — единственный из 100 крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Около 5-6 месяцев в году почти 80% населения Якутии не имеет связи с “большой землёй”. Поэтому запуск строительства моста через Лену стал по истине историческим и долгожданным для местных жителей событием. После его завершения транспортная доступность для населения Якутии вырастет с 20% до 70%.

Читайте также  Мысли о недостатке активности сокращают продолжительность жизни

Рост транспортной доступности, в свою очередь, приведет к снижению транспортных расходов, что окажет значительное влияние на расходы различных отраслей экономики. Это неотъемлемый элемент роста доходов граждан и повышения качества жизни населения. К примеру, по оценкам экспертов, стоимость потребительской корзины граждан Якутии после завершения строительства снизится не менее чем на 10%. Ожидается, что уровень бедности упадет на 1,3 % п. п. 

Строительство моста через реку Лена является ярким примером развития современной транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. Реализация таких масштабных проектов вселяет уверенность, что взятый государством курс на комплексное преобразование дальневосточных городов в ближайшие 10 лет действительно станет новым вектором развития страны.

*В тексте упоминаются финансовые услуги ПАО “Сбербанк”.

Источник
Источник: u74.ru

Health Finity